Электрическая авиация. Возможности и перспективы

Электрическая Cessna Caravan

Мы много пишем на этом сайте о различных новых технологиях добычи и сохранения энергии, транспорте. В частности, множество статей посвящено электроавтомобилям. Однако мы ни разу не затрагивали тему авиации. Спешим исправить это упущение. Сегодня самая горячая тема малой авиации и то, как электричество меняет экономику и логистику всей этой отрасти. Но почему именно малая авиация?

Всё просто. На малую авиацию приходится примерно 50% всех авиаперевозок. Причем не по количеству рейсов, а по количеству перевезенных пассажиров или грузов. В нашей стране малая авиация развита слабо по причине монолитности территории. Почти вся Россия расположена на континенте, города соединены сетью железных или автомобильных дорог по которым и производятся перевозки. Однако, есть страны где дело обстоит иначе. Например, Индонезия в состав которой, входят сотни островов. Дороги между ними не проложить. Канада, Аляска, где из-за низкой плотности населения и мизерного трафика прокладывать дороги невыгодно. Есть страны где люди привыкли ценить скорость и часовой полёт предпочтительней пятичасовой поездке на автомобиле. Вот почему малая авиация так широко распространена.

Экономичность

Основной показатель топливной эффективности, это кол-во топлива которое тратит самолёт на перемещение одного пассажира на расстояние 100 км. Имеем вот такие цифры (в скобках кол-во пассажиров):

  • Cessna Caravan (9) - 6,6 л.
  • Dornier 228 (19) - 6,22 л.
  • Bombardier CRJ900 (88) - 4,91 л.
  • Airbus A320neo (154) - 2,25 л.
  • Boeing 777-9X (395) - 2,85 л.
  • Airbus A380 (544) - 3,16 л.

Получается, что чем самолёт меньше, тем больше топлива он тратит на перемещение одного пассажира. Это не удивительно так как чем меньше самолёт, тем меньше вес пассажиров относительно самого самолёта с пилотом. Стоимость топлива является основным сдерживающим фактором для малой авиации. Но с некоторых пор ситуация изменилась.

Авиационная компания AeroTec сделала настоящий прорыв. Она заменила штатный турбовинтовой двигатель 675 SHP Pratt & Whitney PT6A-114A на самолёте Cessna Grand Caravan на электрический двигатель Magni 500 компании magniX. А 28 мая 2020 года компания объявила об успешном полете электрического самолета, который состоялся Центре летных испытаний AeroTEC в международном аэропорту Грант в Мозес-Лейк (Вашингтон). Этот полёт стал важной вехой в модернизации воздушного транспорта.

Cessna eCaravan

Почему именно Cessna Caravan? Очень просто. Этот самолётик на протяжении десятилетий является рабочей лошадкой, перемещая людей и грузы по коротким маршрутам. К тому же, планер самолёта сертифицирован FAA и его переделка имеет конкретную цель - создать первый коммерческий электрический самолёт, создать его быстро без лишней бюрократической волокиты.

Результаты испытаний обнадеживают. За весь получасовой полёт на расстояние 160 км. самолет истратил энергии на 6 долларов США. Штатный Cessna Caravan при таком полёте истратил бы высокооктанового бензина на 400$. При этом, двигатель magni 500 мощностью 750 л.с. очень простой и требует лишь небольшого предполётного обслуживания.

Вот замена двигателя. Что было и что стало.

Бензиновый двигатель внутреннего сгорания

Электродвигатель magni 500

Хорошо видно, на сколько освободился моторный отсек. Вес электродвигателя magna 500 всего 137 кг.

Конечно это только первые результаты и после полной сертификации электрической Cessna компания намерена отправить первые самолёты в Австралию. Там их уже ждут с нетерпением.

«В 1903 году, совершив первый полёт, братья Райт открыли новую эру транспорта - эру авиации. Сегодня, 116 лет спустя, с первым полетом коммерческого самолета с полностью электрическим двигателем, мы открыли эру электрической авиации. Транспортная отрасль и, в частности, малая авиация, которая по большей части оставалась в застое с конца 30-х годов, созрела для массового изменения. Мы доказали, что недорогие, экологически чистые, коммерческие электрические авиаперевозки могут стать реальностью в самом ближайшем будущем », - сказал Рой Ганзарски, генеральный директор MagniX.

Конечно, штатная Сессна не является оптимальным вариантом для электрических движков. Самолёт уже старый, расчитан на использование ДВС. Его максимальная скорость 330 км/ч выглядит несовременно. Eviation Alice на его фоне смотрится фантастично. Тем не менее, это реальный проект израильской компании Eviation. Самолёт лёгкий, собран из композитных материалов. При наличии 9 пассажиров и 2 членов экипажа он способен летать на расстояние в 900 км. при крейсерской скорости 450 км/ч. Круизная высота полёта - 10000 м.

Главная же характеристика самолёта - это его эксплуатационные расходы, составляющие 200$ за полёт.

Alice Eviation

В данный момент самолёт проходит сертифицикацию FAA и после всех процедур будет запущен в серию. По прогнозам, это должно произойти в 2022 году. Кстати, он также оснащен электромоторами фирмы MagniX.

Ссылка для интересующихся: Компания MagniX



ООО "Ойл-Экспо" - оптовые поставки дизтоплива по Москве и Подмосковью для частных и юридических лиц.

Ойл-Экспо - контактный телефон +7 495 504-15-14



Доставка топлива по Центру Москвы

Доставляем топливо в центр!